RSS

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ГОДА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В СВЯЗИ С 80-ой ГОДОВЩИНОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4 октября 2012 года исполняется 80 лет со дня образования гражданской обороны, которая прошла большой и трудный путь становления и развития и сегодня является важной составляющей общегосударственных оборонных мероприятий. 2012 юбилейный год объявлен годом – гражданской обороны. На этот год спланировано проведение ряда юбилейных мероприятий, в том числе и торжественных. Основной целью организации и проведения данных мероприятий является создание условий, которые бы позволили большему числу людей принять активное участие в праздновании 80 годовщины со дня образования гражданской обороны, а также осознать всю значимость существующей системы гражданской обороны для обороноспособности нашей страны и личной безопасности каждого ее гражданина.

Настоящие рекомендации разработаны во исполнение Плана МЧС России по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 80-летию со дня образования гражданской обороны, «Сильная гражданская оборона – защищенное государство», утвержденного Первым заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 октября 2011 г. за № 2-4-50-54-ПВ.

 

2. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс. французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 года  в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника. Некоторые меры нам сейчас покажутся наивными, например, совет затыкать окна подушками при газовой атаке, но в целом система защиты населения была продуманной и логичной.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО). В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны – основы будущей системы Гражданской обороны СССР.

Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди. Только в Ленинграде к концу 1942 года около 1,5 тысяч женщин командовали различными формированиями и подразделениями в системе МПВО.

В задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и множество тяжелой и не слишком приятной работы – заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших. Существовала серьезная угроза применения химического оружия и бойцы МПВО обучали население применению противогазов, обеспечивали их выдачу, были готовы к проведению дегазации. Занимались они и восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что все это легло на плечи подростков, женщин и стариков. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная задача – разминирование полей и сооружений.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва – за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР. Одной из важнейших задач МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, участки метрополитена, сооружения канализации и электроснабжения.

В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных мировой истории. Полученный силами МПВО опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла. Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя обеспечить ее готовность к обороне в условиях ракетно-ядерной войны. Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система – Гражданская оборона СССР.  По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.

Согласно принятому Положению «О гражданской обороне СССР» гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу. Ее предназначение четко обозначило временные границы использования гражданской обороны – на случай применения ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия. Чем можно объяснить такое отставание от перспектив потенциального назначения гражданской обороны? Ведь мы уже знаем, что Женевская конвенция 1949 года признавала за гражданской обороной защиту населения, в том числе и от бедствий только в военное время. По всей видимости, причину этому можно найти в следующем:

между ведущими странами мира и противоборствующими военными блоками (НАТО и Варшавский договор) существовало недоверие, сложившийся мир переходил в состояние холодной войны;

каждая из ведущих стран этих блоков уже имела оружие массового поражения и средства их доставки;

гражданская оборона входила в государственную структуру уже многих ведущих стран как необходимая часть обороны, как одно из преимуществ по отношению к другим странам;

геофизические явления планеты и биосфера еще не были включены в системы средств борьбы;

успехи оборонительного мышления советских руководителей, проявленные в годы Великой Отечественной войны, продолжали властвовать над руководителями 60-х годов как результат наиболее перспективного мышления и испытанной методологии;

в стратегическом плане перед гражданской обороной стояла задача совместно с системой активной противоздушной обороны страны противостоять в будущей войне концепции «неприемлемого ущерба», смысл которой заключался в том, что для нанесения поражения противнику в ядерной войне достаточно уничтожить 25-30 % его населения и 50-70 % производственных мощностей, сконцентрированных в наиболее крупных городах.

Гражданская оборона развивалась. В ходе преобразований 1961-1972 годов стало заметно, что она превратилась в самостоятельную государственную службу. Министерство обороны фактически устранилось от участия в делах гражданской обороны. Назревала необходимость принятия закона о гражданской обороне и переведении ее в самостоятельную структуру с сохранением снабжения частей гражданской обороны через военные округа. Министерство обороны было за такой подход, однако ЦК КПСС считало целесообразным включить Гражданскую оборону в состав Министерства обороны. Так и было сделано. В начале 1970-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000-5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлетное время (10-12 минут) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия. Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения в деятельность Гражданской обороны СССР.

Однако история дальнейшего развития гражданской обороны показывала необходимость применения сил ГО для  борьбы с последствиями стихийных бедствий. Лесные и торфяные пожары, охватившие Подмосковье летом 1972 года, заставили серьезно задуматься над местом и ролью системы ГО в мирное время. Сама жизнь начала поворачивать гражданскую оборону от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени. Массовые лесные пожары, стихийные бедствия, крупные аварии на промышленных объектах и транспорте вызывали необходимость принятия решений на государственном уровне, которыми бы уточнялись задачи ГО на мирное время. Начало работ в этом направлении датируется 1974 годом, когда правительство принимает постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований ГО» и получает развитие в постановлении 1978 года – «О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий и других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов». Но проблема состояла в том, что существующие формирования были не готовы к эффективному ведению борьбы со стихией.

К концу 1980-х годов ориентация на решение задач ГО только военного времени привела к тому, что у многих людей сложилось легковесное отношение и в какой-то мере недоверие к мероприятиям гражданской обороны. Основа для этого была. Гражданская оборона не гарантировала, да и не могла гарантировать абсолютную защиту населения от современных средств поражения и в то же время стояла в какой-то степени в стороне от потребностей жизни мирного времени. Не были своевременно учтены изменения, происходящие в структуре отраслей народного хозяйства, которые требовали расширения задач, решаемых гражданской обороной в мирное время. Впервые с особой остротой они проявились при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). Опыт этой аварии показал, что готовность системы ГО не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач. Более того, речь зашла не только об участии сил ГО в ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и о переводе задач по предупреждению и ликвидации ЧС из ранга второстепенных в ранг приоритетных. 30 июля 1987 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 866213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Но не только с аварией на ЧАЭС следует связывать коренную перестройку системы ГО. Ускорение темпов и масштабов научно-технической и производственной деятельности в современных условиях связано с возрастающим использованием в производстве сложных технологий и технических систем. Резко увеличиваются объемы производства новой, опасной продукции. Ежегодно на рынок стало поступать около тысячи новых химических продуктов, перевозиться 4 млн. тонн опасных материалов, а также образовывалось примерно 290 млн. тонн отраслевых промышленных отходов. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты концентрируются. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывалось, транспортировалось, хранилось и использовалось около 10 млрд. т условного топлива. Поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования, который оказался не простым. Происходит изменение шкалы ценностей, причем все явственней обнаруживается приоритет гуманистических и социальных целей. Если раньше говорили о гражданской обороне как об одном из важнейших стратегических факторов обороноспособности страны, то в начале перестройки стали говорить и о социальной направленности ее задач, их гуманном характере. При этом следует иметь в виду, что гражданская оборона одновременно практически готовит себя к действиям в условиях войны.

Кроме того, новая задача потребовала осуществления и ряда конкретных мероприятий. Прежде всего тех, которые должны быть ориентированы на повышение ее готовности в условиях мирного времени. Так, одним из важнейших решений того времени было иметь в штабах ГО два оперативных плана гражданской обороны: план ГО на военное время и отдельно план ГО мирного времени на случай возможных ЧС, связанных с возникновением стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Штабы ГО областей (краев, АССР), на территории которых размещены атомные, химические и другие потенциально опасные объекты, должны были иметь такую организационно-штатную структуру, которая обеспечивала бы эффективное выполнение задач и исключала бы необходимость ее перестройки при возникновении ЧС. Предполагалось изменить порядок оповещения. Звук сирены теперь должен означать сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ». По этому сигналу жители соответствующих районов включают телевизоры, радиоприемники и получают по ним речевую информацию по чрезвычайной ситуации, в том числе конкретные сведения о своих действиях. Менялся характер эвакуации. В мирное время она стала иметь большое разнообразие форм и методов. Теперь она может проводиться заблаговременно при угрозе аварий, катастроф и стихийных бедствий, экстренно в ходе ЧС и после них. Накопленный фонд защитных сооружений должен использоваться в повседневной обстановке в народно-хозяйственных целях (под пункты управления, склады, производственные помещения, учреждения соцкультбыта, классы и т.д.). Предполагалось изменить принцип создания защитных сооружений. Вместо строительства защитных сооружений, приспосабливаемых под народнохозяйственные цели, необходимо возводить сооружения подземного пространства городов, приспосабливаемых под защитные сооружения.

Радиационная и химическая защита в части защиты населения должна была осуществляться путем обеспечения соответствующих категорий населения средствами индивидуальной защиты, своевременным использованием последних и внедрением режимов радиационной защиты. В отличие от военного времени в мирное время эти средства необходимо максимально приблизить к населению. На радиационных и химически опасных объектах и объектах, находящихся в зонах возможного заражения, средства защиты должны находиться непосредственно на рабочих местах персонала. В жилых районах, попадающих в зоны возможного заражения, средства защиты должны храниться в квартирах населения. С этой целью следует указанные средства или продавать населению, или обеспечить его ими за счет близлежащих потенциально опасных объектов либо бюджетов местных органов.   В предшествующие годы силы ГО создавались, технически оснащались и готовились в основном к решению задач военного времени и только часть из них содержалась в повышенной готовности на случай внезапного нападения противника. На данном этапе уже значительная часть сил содержалась в состоянии реальной постоянной готовности к действиям в ЧС мирного времени. Таким образом, небольшой перечень примеров предполагаемых и отчасти исполняемых преобразований в системе ГО достаточно ярко показывает, что вопросы реформирования ГО являются не только внутренней, а общегосударственной и общенародной задачей. Эти вопросы затрагивают государственные и общественные устои. Более того, много инициатив идет снизу. После землетрясения в г. Спитаке (Армения, 1988) на местах стали создаваться добровольные и штатные подразделения спасателей. Все эти спасательные формирования, создаваемые в инициативном порядке, были объединены в единую Союзную Ассоциацию спасателей. Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета министров СССР от 30 ноября 1990 года № 1201 «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР». Постановлением подразделения аварийно-спасательных формирований СССР включались в состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС.

Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует. Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

В 1993 году был сделан важнейший шаг по совершенствованию гражданской обороны страны, повышению её боеготовности. В этих целях Советом Министров – Правительством Российской Федерации 1 марта 1993 г. были приняты важные постановления по вопросам, имеющим непосредственное отношение к гражданской обороне: «Об укомплектовании войск гражданской обороны Российской Федерации», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» и «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.

В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

Силы и средства гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Так, когда в ноябре 2005 года в китайской провинции Цзилинь произошла серия взрывов на химической фабрике, в результате которых в реку Сунгари вылилось около 100 тонн опасных веществ (в основном, бензола и нитробензола) и 16 декабря пятно достигло Амура, для выполнения задач мониторинга была мобилизована практически вся сеть наблюдения и лабораторного контроля Хабаровского края. В первую очередь, были задействованы наиболее универсальные лаборатории «Водоканала», «ХабЭнерго» и ДВО РАН. С целью недопущения трансграничного переноса опасных химических веществ к водозаборам поселений и главному водозабору питьевого водоснабжения Хабаровска были развернуты гидротехнические работы. Для этого совместно с китайскими специалистами была перекрыта дамбой протока Казакевичева, что исключило попадание загрязненных вод в Амурскую протоку и далее – на водозаборы Хабаровска. Была также перекрыта протока Пензенская и чистые амурские воды пошли ближе к Хабаровску и разбавили загрязненные. Все водозаборы Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска и Николаевска-на-Амуре были переведены на работу на активированном угле. Технологии и оборудование очистных сооружений хабаровского «Водоканала» были подготовлены для нейтрализации нитробензолов при уровнях от двух ПДК. В дальнейшем превышения концентрации опасных веществ не зафиксировано, питьевая вода в системах водоснабжения отвечала санитарным нормам.

В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.

Реализация комплекса мероприятий по совершенствованию гражданской обороны позволила в августе 2008 года силами гражданской обороны эффективно осуществить гуманитарную операцию по оказанию помощи населению Южной Осетии, пострадавшему от агрессии Грузии. В результате из зоны конфликта было эвакуировано более 37 тыс. человек, были развернуты стационарные пункты временного размещения на шесть тысяч человек. Для оказания помощи пострадавшим в зону конфликта в течение трех первых суток было доставлено 11500 тонн гуманитарного груза.

В период жаркого лета 2010 года силы гражданской обороны, включая спасательные воинские формирования, приняли непосредственное участие в ликвидации крупных природных и лесных пожаров, показав на практике свои возможности по эффективному выполнению поставленных задач.

В марте 2011 года в связи со сложной обстановкой на японских АЭС, включая аварию на «Фукусиме», была развернута сеть наблюдения и лабораторного контроля для ведения мониторинга радиационной обстановки на Дальнем Востоке .

В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.

В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой – организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

3. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Проведение торжественных мероприятий, посвященных 80-летию образования гражданской обороны, даст возможность органам власти, должностным лиц и специалистам ГО показать уровень развития данной системы на сегодняшний день, достижения и эффективность ее работы, по которым можно судить в том числе и о результатах деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и отдельных организаций в направлении обеспечения безопасности человека. Масштабность празднований за счет активного освещения мероприятий средствами массовой информации подчеркнет значимость системы гражданской обороны для развития страны, будет способствовать формированию ее престижа и укреплению позиций на мировой арене как государства, имеющего гарантии устойчивого функционирования и развития.

Для населения, в том числе детей, торжественные мероприятия будут способствовать формированию патриотизма, чувства гордости за свою страну, благодаря освещению подвигов простых людей, проявленных при защите Родины на полях сражений в военное время и при чрезвычайных ситуациях в мирное. Это позволит осознать значимость и необходимость системы гражданской обороны для страны в целом, высокую роль активного участия граждан в ее функционировании.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

Рекомендации по организации и проведению торжественных мероприятий, посвященных 80-летию со дня образования гражданской обороны, разработаны в целях определения приоритетов в их тематике, выбора способов и методов их реализации, а также координации и интеграции сил и средств органов власти различного уровня, общественных организаций, образовательных и культурных учреждений в целях обеспечения участия большего количества граждан в мероприятиях, посвященных юбилею гражданской обороны.

При подготовке и проведении мероприятий, посвященных 80-летию со дня образования гражданской обороны, рекомендуется:

- определить цели, формы проведения мероприятий, методы и средства их достижения, количество задействованных лиц и участников, исходя из существующих материально-финансовых, технических, организационных и иных возможностей;

- документальное оформить мероприятие в соответствие с существующими нормативными правовыми актами;

- в ходе реализации мероприятий обеспечить соблюдение всех необходимых мер: административных, организационных, безопасности и др.;

- организовать осуществление постоянного контроля за ходом и эффективностью проведения мероприятий;

- спланировать этапы мероприятия, выбрать оптимальные ритм и темп их проведения;

- предусмотреть запланированные организаторами элементы неожиданности для зрителей, которые сделают праздничные торжества более яркими и запоминающимися;

- обеспечить разнообразие форм и творческий подход при организации мероприятий.

Для определения целей и форм проведения торжественных мероприятий рекомендуется рассмотреть данный вопрос на заседаниях местных совещательных (консультативных) органов с участием представителей учебных заведений, ветеранских, молодежных, профсоюзных и других общественных организаций и средств массовой информации, чтобы учесть интересы всех групп населения, что обеспечит масштабность и привлекательность проводимых мероприятий.

Для успешной реализации плана мероприятий, посвященных 80-летию образования гражданской обороны, необходимо:

обеспечить информирование всех групп населения о мероприятиях, проводимых в рамках празднования 80-летия образования гражданской обороны и условиях участия в них;

провести организационную работу со средствами массовой информации (телевидение, радио, печатные издание, Интернет-сайты и др.) по освещению праздничных мероприятий;

обеспечить взаимодействие и организовать сотрудничество с молодежными, ветеранскими, профсоюзными и другими общественными организациями.

 

5. ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ТОРЖЕСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

1.     Торжественное собрание работников ГО, РСЧС и пожарной охраны, посвященное 80-летию со дня образования гражданской обороны, с приглашением ветеранов МПВО-ГО.

2.     Концерт художественной самодеятельности, посвященный 80-летию со дня образования гражданской обороны.

3.     Торжественный прием ветеранов МПВО-ГО от имени руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципального образования).

4.     Проведение «Дня открытых дверей» в пожарно-спасательных подразделениях, учебных центрах ФПС МЧС России, учебно-методических центрах по ГОЧС субъекта РФ.

5.     Проведение показательных соревнований спасателей и пожарных с учетом тематики юбилея.

6.     Уроки памяти с участием ветеранов МПВО, ГО, ГПС и возложение венков к памятникам воинам МПВО, участникам ликвидации аварий и катастроф, пожарным и спасателям.

7.     Встречи ветеранов МПВО, ГО, ГПС со студентами и школьниками.

8.     «Уроки мужества» с приглашением ветеранов МПВО, ГО, ГПС, участников ликвидации аварий и катастроф, пожарных и спасателей, демонстрацией приемов и способов действий при ЧС, а также показательных выступлений пожарных и спасателей.

9.     Торжественные линейки, посвященные 80-летию со дня образования гражданской обороны, в т.ч. у памятников и мемориалов участников ликвидации аварий и катастроф, пожарных и спасателей.

10.                       Торжественный прием в юные спасатели, юные пожарные.

 

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

В образовательных учреждениях торжественные мероприятия, посвященные 80-летию гражданской обороны, относятся к мероприятиям патриотического характера.

Наиболее традиционными формами проведения торжественных мероприятий в образовательных учреждениях являются:

организация выставок с торжественным открытием;

«уроки мужества» с приглашением ветеранов;

торжественные линейки у памятников, мемориалов;

подготовка концертов для выступления перед ветеранской общественностью и действующими сотрудниками ГО;

изготовление сувениров с последующим торжественным вручением ветеранам и действующим сотрудникам ГО;

проведение конкурсов литературного,  художественного и сценического творчества с торжественной церемонией награждения участников, галаконцертом и выставкой работ-победителей, изданием альманахов;

торжественные культурно-зрелищные мероприятия, включающие  показательные выступления подразделений ГО и выступления ветеранов и должностных лиц ГО;

торжественный прием в юные пожарные и юные спасатели.

Реализация этих форм торжественных мероприятий зависит от вида и типа образовательного учреждения и возрастных особенностей обучаемых.

Особое место занимают кадетские корпуса, школы и классы, где события, посвященные 80-летию ГО, являются максимально значимыми в силу профиля образовательного учреждения.

Вместе с тем методика проведения мероприятий для каждой возрастной группы будет иметь свои особенности.

Повышение осведомленности воспитанников, обучающихся и студентов о деятельности, целях, задачах, истории и современном развитии системы гражданской обороны в России является важной задачей как патриотического воспитания, так и формирования готовности подрастающего поколения к слаженным, умелым действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе по оказанию само и взаимопомощи.

В современных условиях крайне важно формирование у подрастающего поколения позитивного имиджа системы гражданской обороны, воспитания стремления принимать участие в ее устойчивом функционировании и  совершенствовании.

 

6.1. Особенности проведения основных торжественных мероприятий в дошкольных учреждениях

Наиболее методически проработанной формой патриотического воспитания в системе дошкольного образования является утренник. Тематический утренник может быть и «Уроком мужества» в разных его вариантах. Проводить торжественные линейки и построения в дошкольном учреждении затруднительно по психофизиологическим особенностям воспитанников – их достаточно сложно доставить к памятнику, так как даже автобус должен быть оборудован и лицензирован  специально для перевозки дошкольников, детям трудно стоять организованно. Даже методические пособия для работников детских садов рекомендуют, что во время праздничного шествия дети должны идти «стайкой».

Наиболее целесообразно для дошкольников проведение торжественных встреч с ветеранами и действующими сотрудниками МПВО, ГО, ГПС, в особенности – из числа родственников детей. Детям нравится красивая форма, наличие наград, и необходимо оговорить заранее при приглашении человека на мероприятие, что желательно его прибытие в полной парадной форме.

Мероприятия для дошкольников должны быть непродолжительны по времени, что также связано с психофизиологическими особенностями возраста, и не превышать 30 минут. Дети не в состоянии слушать монологическую речь, для них оптимальна беседа, причем вопросы дети должны задавать по мере их появления, так как не могут фиксировать в памяти вопрос, чтобы задать его по окончании рассказа.

Дошкольники очень любят выступать с небольшими концертными номерами, особенно перед аудиторией значимых взрослых, каковыми являются для них родители, поэтому на торжественные встречи с сотрудниками МПВО надо приглашать и родителей воспитанников. Целесообразна подготовка воспитанниками нескольких тематических выступлений (стихотворения, песни, танцы), в том числе в плане формирования устойчивых смысловых образов при разучивании стихотворений и песен о гражданской обороне.

Еще одна существенная особенность  дошкольников и программы воспитания в детском саду – большое внимание творческой деятельности воспитанников (ИЗО, лепка, аппликация, поделки из природного материала и др.) с последующей организацией выставки. Следовательно, в рамках предварительной подготовки необходимо на соответствующих занятиях рассказать детям в доступной форме о гражданской обороне, сформировать логическую связь между регулярными тренировками по эвакуации и  участием в жизни ГО. Всегда вызывают живейший интерес детей примеры героизма и подвигов, в том числе на войне и в условиях стихийных бедствий, аварий. Современные технологии позволяют показать детям фото и видеоматериалы, иллюстрирующие деятельность ГО. Профессионализм педагогов позволит им провести данную работу в доступной форме, без психологического травмирования. По результатам создавшихся у воспитанников впечатлений создаются творческие работы. Возможно и изготовление сувениров (открыток, вышивок) для вручения гостям.

Мероприятие проводится в зале, предварительно оформленном. Детей заранее настраивают на встречу с представителем МПВО, ГО или ГПС, они приходят нарядно одетыми, с цветами. Воспитатель напоминает тему праздника, представляет гостей. Затем следует чередование кратких и образных выступлений-бесед приглашенных представителей МПВО, ГО и концертных выступлений воспитанников детского сада.

В завершение утренника «Урок мужества» дети могут вручать гостям цветы и сувениры.

 

6.2. Особенности проведения основных форм торжественных мероприятий с детьми младшего школьного возраста

Дети младшего школьного возраста от дошкольников отличаются большей способностью к концентрации внимания, их способность эффективно участвовать в мероприятии возрастает в среднем до 40 минут. По-прежнему сохраняется желание активно выступать на сцене и презентовать свои творческие работы, так как уровень самокритичности в этом возрасте еще невысок.

Круг торжественных мероприятий, которые целесообразно проводить с детьми младшего школьного возраста как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, несколько расширяется. Основной формой является «Урок мужества», проводимый в различных форматах: встреча с ветеранами, встреча с действующими сотрудниками, торжественная линейка с возложением цветов, выступление с концертом перед ветеранами и сотрудниками. Современная педагогика отдает предпочтение проектной деятельности, что предусматривает комплексное использование различных форм работы и большую предварительную подготовку с активным участием воспитанников.

Так, например, остаются актуальны такие формы предварительной подготовки к «Уроку мужества», которые использовались и в дошкольных учреждениях: выставка детских работ, концерт художественной самодеятельности. Естественно, требования к уровню качества работ и выступлений возрастает в соответствии со стандартными дидактическими требованиями к соответствующим видам деятельности. 

С детьми младшего школьного возраста проводятся экскурсии, в том числе и пешим порядком, и на общественном транспорте. Поэтому достаточно легко организовать выход организованной группы детей в ближайшее территориальное подразделение ГО, учебный центр ГОЧС или посетить соответствующий раздел местной пожарно-технической выставки. Дети младшего школьного возраста любознательны, с удовольствием включаются в интерактивную деятельность и при возможности им можно дать примерить противогазы, пожарные каски, посидеть на сидении аварийно-спасательного автомобиля. При посещении действующего подразделения желательно организовать показательное выступление сотрудников. Завершаться посещение подразделения должно торжественным вручением детьми цветов, сувениров, благодарственного письма от образовательного учреждения.

В ряде городов и других населенных пунктов имеются памятники, мемориальные доски, посвященные подвигам бойцов МПВО, сотрудников ГО, ГПС и спасателей. Посещение такого мемориала помимо вводной экскурсии, объясняющей историю и сущность данного памятника, необходимо в качестве итога завершить торжественным построением с возложением цветов. Практика показывает, что учащимся 2-4 классов это доступно. При возложении цветов дети должны подходить организованно, по команде педагога, спокойно и молча.

В рамках торжественной линейки надо предусмотреть не только выступления взрослых, но и ответные детские выступления. Важно не затягивать продолжительность речей и чтения «монтажа», чтобы не провоцировать детей, стоящих на линейке, на движение и разговоры.

Для учащихся начальной школы приемлема форма выездного «Урока мужества», когда дети приходят к ветеранам или сотрудникам ГО. По сути, данная форма работы тоже является проектной, так как предусматривает подготовку концертного выступления, собственноручно изготовленных сувениров. Целесообразно предварительно провести ряд бесед, рассказывающих об истории,  героических подвигах и современном развитии системы ГО в России, сделав акцент на особенностях того подразделения или ветеранской организации, где намечается «Урок мужества».

 

6.3. Особенности проведения основных форм торжественных мероприятий с подростками

Методика проведения торжественных мероприятий по празднованию 80-летия ГО наиболее полноценно может быть реализована именно среди подростков как в рамках школы, так и во внешкольных учреждениях.

Для подростков чрезвычайно важно иметь перед глазами позитивный пример для подражания, таким примером являются ветераны и сотрудники ГО. Поэтому здесь приемлемы все традиционные формы социального взаимодействия: Урок памяти с приглашением ветеранов и возложение венков к памятникам; встречи с ветеранами и сотрудниками ГО в форме «гостиных», «встреч с интересными людьми», «брифингов»; Уроки мужества с приглашением действующих сотрудников, торжественный прием в юные спасатели.

Общий педагогический подход к организации и проведению мероприятий к памятной дате был и остается комплексным, на основе проектной деятельности обучающихся. Меняется уровень самостоятельности при подготовке проекта, а также его содержание.

При подготовке к «Уроку памяти» или «Уроку мужества» подростки сами могут под руководством и контролем педагога подобрать материал из различных источников, смонтировать презентацию, поставить музыкально-литературную композицию. Возможна подготовка реферативных и поисково-исследовательских работ по конкретным доступным темам, например: «Жизнь и боевой подвиг бойца МПВО Н.И. Иванова», «Гражданская оборона в нашем поселке: вчера, сегодня, завтра». Важно, чтобы проектная деятельность в таком случае носила прикладной характер, социально-значимый – изучение местных архивов, встреча со старожилами и специалистами, а не слепое копирование общедоступных источников.

В рамках непосредственно «Урока мужества» или «Урока памяти» целесообразно провести защиту-презентацию проектно-поисковых работ перед лицом жюри, состоящего из ветеранов и сотрудников ГО, а также пригласить непосредственных героев работ.

Очень актуальны для подростков торжественные линейки, в том числе с выносом знамени школы или школьного военно-патриотического клуба. Линейка может включать в себя награждение лучших обучающихся по Основам безопасности жизнедеятельности, классных коллективов по результатам дней и месячника ГО. Возложение цветов для старших и средних подростков возможно заменить более сложным ритуалом возложения венков и гирлянд, что потребует предварительных репетиций.

Как правило, в каждой школе или учреждении дополнительного образования функционирует Дружина юных пожарных, команда ВДЮОД «Школа безопасности», кружок юных спасателей. Целесообразно приурочить к торжественной дате прием в данные объединения. Мероприятие должно быть значимым для воспитанников и должно проходить в тематически оформленном зале с приглашением ветеранов, сотрудников ГО, общественности и родителей. Обязательны напутственные слова, парадное построение подростков, соответствующее музыкальное оформление. Форма самого посвящения может быть несколько вариативна, в зависимости от мнения руководства образовательного учреждения и местных структур ГО: где-то это хоровое произнесение клятвы, где-то индивидуальное по аналогии с присягой; возможна выдача значков, пилоток и иной, принятой на местах, позитивной атрибутики, подчеркивающей принадлежность подростка к данному объединению.

Следует понимать, что для подростков чрезвычайно важно одобрение не только и не столько взрослых, как своих сверстников, и возможность участия в торжественных прохождениях, возложениях венков и гирлянд, участия в тренировках по ГО является для них инструментом позитивной социализации. 

 

6.4. Особенности проведения основных форм торжественных мероприятий со студентами

Более сложно в этой области работать со студентами, особенно гуманитарных вузов. К сожалению, педагогические ВУЗы отказались от подготовки девушек по дополнительной специальности «медицинская сестра ГО».

Тем не менее, обучение по дисциплине БЖД в ВУЗах ведется в обязательном порядке и в рамках торжественного мероприятия можно в целях популяризации углубленного изучения вопросов ГО провести награждение отличившихся студентов и учебных групп.

Актуальны встречи с интересными людьми. Целесообразно потрудиться и найти ветеранов и действующих сотрудников, чьи задачи в области ГО находятся в том же профиле, что и подготовка студентов. Например, студентам-химикам будет интересно встретиться с представителем радиационной и химической защиты, биологам – с медиками, строителям – с представителями аварийно-спасательных подразделений.

 

7. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ТОРЖЕСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

7.1. Подготовка и проведение торжественного собрания работников ГО, РСЧС и пожарной охраны, посвященного 80-летию со дня образования гражданской обороны, с приглашением ветеранов МПВО-ГО

Для проведения торжественного собрания создается и утверждается рабочая группа, в которой выбирается (назначается) руководитель, несколько заместителей руководителей и ответственный секретарь. Рабочая группа проводит организационное совещание, в ходе которого решаются вопросы финансирования, порядка и сценария проведения торжественного собрания. После принятия окончательного варианта сценария происходит распределение ответственности между членами рабочей группы и начинается основная работа, которая заключается в проведении следующих мероприятий:

- разработка нормативных, распорядительных и иных документов по подготовке и проведению торжественного мероприятия;

- приглашение гостей и руководства;

- подготовка проектов текстов приветствий и материалов к выступлению высокопоставленных гостей, приглашенного руководства ГО, РСЧС и пожарной охраны;

- организация специального выпуска материалов в СМИ;

- составление списка участников торжественного собрания;

- подготовка и отправка приглашений на торжественные мероприятия должностным лицам, работникам и ветеранам ГО, РСЧС, пожарной охраны и другим приглашенным лицам;

- подготовка списка работников, удостоенных наград, и проведение подготовительной работы для их вручения в торжественной обстановке;

- оформление почетных грамот;

- организация питания, транспортного и медицинского обслуживания участников торжественного собрания;

- обеспечение цветами и памятными сувенирами мероприятия по награждению передовиков и ветеранов МПВО-ГО;

- организация подготовки и оформления места проведения торжественного собрания;

- организация фото- и видеосъемки, освещения мероприятия в СМИ.

Закрывает торжественное собрание представитель руководства ГО, РСЧС или пожарной охраны подведением итогов мероприятия и, возможно, выражением благодарности в адрес спонсоров, организаторов и всех присутствующих.

По завершении торжественного собрания может быть организован праздничный концерт для работников и ветеранов ГО, РСЧС и пожарной охраны.

Организация концерта художественной самодеятельности

Для организации концерта художественной самодеятельности также создается рабочая группа, возможно та же, что и для организации торжественного собрания, на заседании которой решаются организационно-плановые вопросы:

- источники финансирования;

- продолжительность концерта;

- выбор ведущего;

- количество и состав участников;

- порядок выступлений;

-максимальная продолжительность одного номера;

- возможность приветственной речи и поздравительных слов участников в адрес гостей;

- выбор места проведения концерта и праздничное оформление помещения;

- организация размещения, питания и транспортировки участников концерта;

- освещение в СМИ.

При организации порядка выступления участников важно учесть, что при наличии детских коллективов необходимо их выступления ставить в первую очередь, поскольку детям тяжелее выдержать период ожидания, на эмоциональном уровне может возникнуть «перегорание» или чрезмерное волнение. Максимальное время одного выступления рекомендуется ограничивать до 5-7 минут, так как далее произвольное внимание зрителей будет ослабевать в связи с психоэмоциональными особенностями мозга и интерес к действию будет снижаться. Следует выбирать творческие коллективы и номера, которые наиболее близки к тематике проводимого мероприятия, рассчитаны именно на такую целевую аудиторию (по возрасту и сфере деятельности), оставляют положительные эмоции и смогут найти отклик в душе работников и ветеранов, для которых и организуется все мероприятие.

Торжественный прием ветеранов МПВО-ГО от имени руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципального образования)

Создается оргкомитет, на заседании которого обсуждается план проведения приема, детали размещения и сопровождения гостей, вопросы безопасности и другие организационно-технические вопросы. Мероприятие должно быть организовано максимально удобно для ветеранов. Следует организовать дорожное движение на пути от места сбора к месту проведения. Организовать транспорт и назначить сопровождающих. Организовать медицинское обслуживание в транспорте и в месте проведения мероприятия.

Со словами приветствия и поздравления к ветеранам обращаются официальные лица, производится награждение ветеранов. Все мероприятие не должно быть растянутым по времени, чтобы не быть утомительным, и может быть завершено концертом художественной самодеятельности или другими развлекательными мероприятиями.

 

7.2. Проведение «Дня открытых дверей» в пожарно-спасательных подразделениях, учебных центрах ФПС МЧС России, учебно-методических центрах по ГОЧС субъекта РФ

День открытых дверей является одной из форм работы с населением, которая предоставляет им возможность познакомиться с деятельностью пожарно-спасательных подразделений, учебных центров ФПС МЧС России, учебно-методических центров по ГОЧС субъекта РФ (далее – организация), их традициями, задачами, функциями и деятельностью по выполнению мероприятий гражданской обороны.

Целями проведения данного мероприятия являются:

- установление доверительных отношений между населением и сотрудниками организации, определение задач совместного взаимодействия и их реализация;

- информирование населения о задачах, возможностях организации, её оснащении, особенностях использования (применения) аварийно-спасательного оборудования и инструмента;

- создание положительного образа организации, популяризация опыта и достижений сотрудников и организации в целом;

- создание  положительного имиджа профессий «спасатель» и «пожарный»;

- рекламирование конкурентных преимуществ работы (обучения) в организации.

Срок проведения мероприятия регламентируется приказом вышестоящей организации и является единым для всех организаций. Место и время мероприятия в организации регламентируется приказом начальника (руководителя) организации. Рекомендуемое время проведения мероприятия – сентябрь.

Содержательная часть мероприятия определяется, исходя из общей темы, которая конкретизируется в рамках деятельности той или иной организации.

Комплекс мероприятий по организации и проведению «Дня открытых дверей».

В ходе проведения подготовки мероприятия необходимо:

1. Издать приказ организации о проведении мероприятия. Проведение мероприятия предполагает 100% охват всех сотрудников организации.

2. Разработать планы подготовки и проведения мероприятия.

3. Подготовить наглядную информацию о мероприятии. В состав материалов для наглядной информации входят:

визитная карточка организации с указанием направлений его деятельности;

памятки для населения;

информация о достижениях как сотрудников, так и организации в целом (дипломы, грамоты и награды);

информация о правах и обязанностях населения: выдержки из нормативных правовых документов от международного до локального уровня;

график работы сотрудников организации с населением (с указанием фамилии, имени и отчества сотрудника, его почетных званий, наград, и т.п.).

4. Оповестить (проинформировать) население о мероприятии. Для привлечения наибольшего числа участников «Дня открытых дверей» организуется анонсирование предстоящего мероприятия в любой удобной для организации форме. Для реализации этой цели могут привлекаться средства массовой информации (субъектовое (муниципальное) телевидение, периодическая печать, распространяемая на территории принадлежности к организации). Объявления с информацией могут размещаться на информационных ресурсах муниципальных образований, на территории которых расположены организации, в зоне магазинов, поликлиник, домов творчества, иных местах массового нахождения людей, кроме того рекомендуется предусмотреть вариант использования ресурсов ОКСИОН. Для более точного и своевременного информирования создаются и распространяются программки с планом проведения мероприятий Дня открытых дверей. Такая же программа располагается в фойе и при входе в организации.

5. Провести совещания, консультации с сотрудниками организации, с привлечением представителей СМИ, общественных организаций, учебных заведений и т.п.

6. Подготовить места проведения мероприятия.

Открывает мероприятие руководитель организации, который предоставляет информацию о приоритетных направлениях деятельности организации и знакомит с программой развития (образовательной программой) организации.

В процессе экскурсии по организации происходит осмотр помещений организации, информационных стендов, при этом с населением беседуют сотрудники организации, которые консультируют их по возникающим вопросам. По окончании экскурсии населению рекомендуется посетить выставку достижений организации.

Завершается мероприятие демонстраций современных средств спасения и показательными выступлениями по их использованию.